Московское Спортивное Общество "Рыболов и Охотник"

 
Авторская страница
 

Споривные секции  Объявления Авторская страница

РАЗМЫШЛЕНИЯ О
КУЛЬТУРЕ
РЫБОЛОВА

 

Что мы имеем в виду, когда говорим о культуре рыболова-любителя? Разумеется, понятие культуры очень широкое, но при этом оно складывается из каких-то отдельных элементов. Понятно, что культурный рыболов должен обладать хотя бы минимумом знаний по ихтиологии, уметь ориентироваться на водоеме, владеть снастью, бережно относиться к природе и т. д. Но, кроме этих качеств, есть еще множество других моментов, которые сразу же, с первого взгляда, обнаруживают культурный уровень человека с удочкой. Давайте представим обобщенный портрет горе-рыболова. Вот в салон городского или маршрутного автобуса втискивается неряшливо одетая, неповоротливая от обилия одежек, натянутых одна на другую, фигура.c ящиком или ледорубом непре- менно кому-то попадет по ногам. А летом пучок разнокалиберных незачехленных удилищ в переполненном автобусе представляет реальную опасность для окружающих.., Посмотрите, как ведет себя такой рыболов на водоеме. Набросав в воду до полпуда прикормки - хлеба, каши, он расставляет во множестве свои уродливые снасти, надеясь на авось. Ни знаний, ни уменияу него нет. Всякую неудачу, да и удачу тоже, он сопровождает громогласным сквернословием, не смущаясь тем, что егослышат женщины, дети... Урезонить его трудно. В течение дня он умудряется так накачаться спиртным что к автобусу идет едва ли не на четвереньках, оставив на месте ловли консервные банки, бутылки, бумагу, полиэтиленовые пакеты, обрывки пленки и прочий мусор. Чаще всего именно подобные люди пополняют ряды браконьеров. И это вполне закономерно, ибо бескультурье порождает пренебрежение элементарными писаными и неписаными правилами. Мне кажется, что во многих случаях мотивы нарушения правил чрезвычайно просты. Приехал человек на рыбалку, а ловить не умеет, снасти безобразные, а рыбки отведать хочется. Вот тогда и идут в ход подъемники, "телевизоры" и другие запрещенные орудия ловли. За редким исключением, занимаются этим неорганизованные рыболовы, не чувствующие никакой ответственности перед коллективом, страдающие дефицитом совести. В своей "Науке удить" известный русский писатель, охотник и рыболов С. Т. Аксаков первой в своих шестнадцати заповедях удильщику указал: "Важнейшее дело в умении удить - умение хорошо устроить удочки..." Я убежден, что "хорошо устроить удочки" без чувства прекрасного, без внутренней культуры, без любви и старания, даже без уважения к самому себе невозможно. Культурный рыболов, для которого цель ужения - это не только пойманная рыба, но и (может быть, в первую очередь!) средство общения с природой, активного отдыха, физической закалки, получает истинное удовлетворение от красивой, изящной, гармоничной снасти, от умелого владения ею. Такой рыболов готовит снасти и принадлежности загодя, терпеливо осваивает новые элементы оснастки или новые способы ловли, на водоеме аккуратно устраивает место ловли, не расставляет множество удочек в погоне за большими уловами... Чаще всего именно такому рыболову сопутствует успех. . И вот интересная закономерность: человек, который отправляется на рыбную ловлю в опрятной, хорошо подогнанной одежде, с изящной снастью и продуманным набором необходимых принадлежностей, и на водоеме ведет себя культурно, уважая окружающих. От него не услышишь бранного слова, он не хапуга, на месте ловли не оставит и крошки мусора, за его действиями приятно и поучительно наблюдать. Мне могут возразить, что попадаются эдакие с виду пижоны, которые на рыбалке распоясываются похлеще заправского хулигана. Да, есть такие, и я их встречал, но все же это - исключения. А исключения, как известно, подтверждают правило. Хочу еще раз подчеркнуть важную мысль. В подавляющем большинстве, как показывают наблюдения, нарушителями и правил рыболовства, и правил поведения оказываются неорганизованные рыболовы. Поэтому, мне кажется, что, помимо усиления воспитательной работы, одной из главных задач обществ охотников и рыболовов, рыболовных секций должно быть вовлечение в иx ряды возможно большего числа любителей ужения.

А. ПАНТИН, ветеран войны и труда г. Красноярск